Песочная терапия в работе логопеда

Речь — это важнейшая функция психики. От того насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети с нарушениями речи, начиная осознавать свои недостатки, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

На сегодняшний день статистика нашего ДОУ показывает, что 80 % детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет имеют различные речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР, дизартрия, заикание). В своей работе я использую различные методы коррекции речи, но считаю, что нетрадиционные методы в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей — логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Сейчас нетрадиционных методов известно достаточно много, но мне хочется остановиться на том, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным, это песочная терапия.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Что же такое песочная терапия?

Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества — глиной, пластилином, красками — он имеет ряд преимуществ.

Песок-загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия-возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

В чем же и как помогает песочная терапия непосредственно в логопедической работе.

Во-первых, это развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность ребенка выполнять последовательность мелких и тонких движений кистями рук. Мелкая моторика взаимодействует и влияет на развитие речи, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.

Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию. В ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Такие задания как:

— действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; захватить песок в щепотку и разжать; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между пальцами и др.;

— отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, орехи);

— определенный предмет;

— предметы с определенными характеристиками (гладкие-шершавые);

— охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте (правом верхнем углу);

— еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неизменной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка.

— рисунки на песке.

Во-вторых, работа над фонетической стороной речи.

Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для развития фонематического слуха дети выбирают называемые фигурки с определенным звуком. Для автоматизации то же задание можно использовать с активным называнием слов (фигурок).

Работая на звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, детям предлагаю выбрать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине, конце) или же помогаю им составлять предложения с использованием заданного звука.

В-третьих, работа над лексической стороной речи.

Обогащение и закрепление слов родного языка-одна из самых важных задач развития и коррекции речи. Что же можно делать в песочнице?

— Расширять и активизировать лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек и многие другие слова;

— Обогащать словарь детей соответствующими материалу определениями (песок — легкий);

— Закреплять и активизировать словарь. Используя сюжеты игр, можно побуждать детей к повторению новых или редких слов;

— Развивать лексическую сторону в сочетании с развитием когнитивных процессов. В частности, с развитием операции классификации.

Песочница вполне подойдет для объяснения значения новых слов через моделирование ситуации, которая позволит понять их смысл. Для детей с нарушениями речи это очень актуально, поскольку вместо использования картинок можно создавать своеобразную демоверсию.

В-четвертых, работа над грамматической стороной речи.

Говоря, о грамматической стороне речи, я подразумеваю способность в рамках языковой нормы, образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом. Наряду с выполнением действий в песке (насыпь, засыпь, подсыпь) дети упражняются в употреблении приставок, образуя новые слова и конструкции.

Песочницу можно использовать как стенд для создания ситуаций, выраженных предложением, когда дети выполняют соответствующие действия.

В-пятых, работа над формированием фразовой речи.

В основе возможностей формирования фразовой речи – лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием ребенка в песочнице. Я заменила выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, представляемый педагогом, имеет вид сказки, иногда это рассказ, где главным героем выступает ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитывать сниженные возможности памяти.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа педагога создавать декорацию сюжета и, естественно, совершать все действия главного героя.

Используя песочную терапию, дети достигают следующих результатов:

— У детей интенсивно развиваются высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а также речь,

— Формируются речевые навыки общения,

— Развивается «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,

— Обогащается и закрепляется словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),

— Дети свободно используют грамматические категории языка,

— Автоматизируются корригируемые звуки,

— У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,

— Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

 

Эпова Инна Анатольевна

МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Карымское

Забайкальский край, п. Карымское

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.